[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: RD3AVJ 
Форум » форумы » Технологии » Изготовление плат фоторезистом. Делимся опытом.
Изготовление плат фоторезистом. Делимся опытом.
exersizzeДата: Среда, 13.02.2013, 22:41 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 716

Статус: Offline
Наверняка есть тут те кто выбрал изготовление печатных плат с помощью фоторезиста. Поэтому предлагаю поделиться своим опытом с теми, кто только решился опробовать этот метод. Для меня сейчас первостепенная задача - это найти подходящие лампы для засветки. Можно ли засвечивать фоторезист с помощью УФ светодиодов?

 
kestrelДата: Четверг, 14.02.2013, 15:49 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 45

Статус: Offline
я уже года три пользуюсь фоторезистом (спрей positiv 20), покупаю его в чип и дипе с доставкой EMC почтой россии выходит где-то 1300 рублей за флакон, при аккуратном использовании его хватает больше чем на год. пробовал пленочный на мой взгяд полное г...но. Лампу купил на 9W Комтеч под патрон E27 в качестве бокса для засветки фоторезиста использую коробку из под бумаги А4 светокопи (если ее положить длинной стороной на стол) слева сбоку посередине закрепил патрон (еще наверное с советских времен черный такой эбонитовый) при такой конструкции время засветки 9 мин. для "проявки" использую самое дешевое средство для прочистки канализационных труб Крот 2 колпачка средства примерно на 0,5 литра воды (только предварительно нужно все хорошо перемешать) время "проявки"  зависит от толщины набрызганного слоя фотрезиста. после проявки сверлю отверстия где надо, а после сверления отверстий чтобы смыть остатки просто добовляю чистого крота все смывает на ура, после шкурю нулевкой под струей воды чтобы снять заусеницы. Ну вот вроде и все-). Метод простой при определенном навыке появляется хорошая повторяемость, единственный недостаток спрея слишком вонючий, так что я наношу его и сушу на работе, а все остальное делаю дома.

 
RD3AVJДата: Четверг, 14.02.2013, 17:17 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 175

Статус: Offline
При использовании Positiv'а шаблон должен быть тоже позитивным, да? то есть дорожки на пленке черные, а неиспользуемая площадь прозрачная?

 
Aleks8383Дата: Четверг, 14.02.2013, 18:40 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 102

Статус: Offline
Да именно так,а потом просвечиваем всё УФ .Сам неделал не разу ,но сколько читал про это всё одинаково.

 
exersizzeДата: Четверг, 14.02.2013, 20:25 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 716

Статус: Offline
kestrel, спасибо. Присмотрели такой текстолит, ФР сразу нанесен на медь. http://www.ekits.ru/index.php?ukey=product&productID=2408
За кусок  150х110 чуть больше 100 рублей, получается не сильно дороже чистого текстолита таких же размеров. Только его еще аккуратно нужно будет распиливать, если плата планируется меньше чем этот кусок. И кстати, для его проявки необходимо печатать негативный фотошаблон.


 
kestrelДата: Четверг, 14.02.2013, 22:43 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 45

Статус: Offline
такой текстолит видел, но не работал с ним.
на конечный результат (готовая плата) большое значение оказывает подготовка поверхности платы до нанесения фоторезиста
я делаю так:
1. если плата достаточно большая и сложная (высокая плотность монтажа) то я насаживаю войлочную насадку на дримель, наношу на неё немного пасты ГОИ и шлифую поверность платы до зеркального блеска при этом удаляются все окислы и сглаживаются дефекты меди (риски, царапины) после этого промываю заготовку в горячей воде, и наношу на нее немного любого порошкообразного чистящего средства (типа пемолюкса) делаю паузу 30-40 секунд потом тщательно промываю заготовку, этим добиваюсь окончательного обезжиривания заготовки,  а содержащиеся в чист. средстве ПАВ помогают хорошо растекаться фоторезисту. Далее вытираю заготовку безворсовой бумажной салфеткой, естественно стараемся не касаться поверности заготовки пальцами. Еще лутчше перед нанесением фоторезиста поместить заготовку минут на десять в холодильник, для чего я это делаю, фоторезист я храню в холодилнике и желательно чтобы заготовка перед нанесением фоторезиста имела такую же температуру как собств. и сам фоторезист (проверено на практике), далее наносим фоторезист при этом стараемся нанести его более равномерно, о толщине нанесенного фоторезиста можно судить по цвету заготовки цвет варьируется от светло зеленого (нормально) до темно синего (много). Далее оставляем заготовку минут на 10-15 при комнатной температуре, за это время фоторезист окончательно растечется и немного подсохнет. Если плата односторон. то далее сушим заготовку, если нет то аккуратно переворачиваем заготовку (я использую зубочистки для предотвращ.соприкосновения заготовки с нанесенным фоторезистом с поверностью стола) и наносим фоторезист на другую сторону, далее оставляем также на 10-15 мин. Как сушить заготовку?
производитель рекомендует сушить 20 мин. при T=70 градусов, я ничего лучшего не придумал как использовать настольный светильник (примерно такой как на заставке студии Pixar-) переворачиваю его так чтобы лампа с отражателем находилась в вертикальном положении ложу на отражатель металл. крышку от сломанного СD привода на нее при помощи тех же зубочисток заготовку, включаю лампу (ЛОН 40W) минут на  10, потом все тоже самое с другой стороной.  Если плата односторон. то зубочистки можно не исп-ть. Если все сделанно руками и аккуратно то на выходе получаем примерно такую же заготовку как по ссылке поста выше.


 
kip96Дата: Пятница, 15.02.2013, 22:44 | Сообщение # 7
Группа: Свой человек
Сообщений: 166

Статус: Offline
Пользуюсь таким фоторезистом. Проявляю и смываю также кротом. Экспонирую в такой коробочке.
Через стекло - 2 минуты. После проявки, ещё закрепляю пару минут. 
Как видите - себистоимость копеечная wink
Прикрепления: 1409646.jpg(37Kb) · 2753036.jpg(30Kb)


 
alex182Дата: Воскресенье, 24.02.2013, 10:27 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 13

Статус: Offline
tongue Здравствуйте вы спрашивали, можно ли использовать УФ- светодиоды.
Можно здесь описано  http://studio-fan.ucoz.ru/index/uv_lamp/0-67  как, но я решил пойти дальше,и сточил линзы у диодов для рассеивания, чтобы ложить плату прямо на них, а не на определённом растоянии, так как у этих светодиодов угол излучения равен преблизительно 20-25 градусов.
Ну вот пожалуй и всё.


 
exersizzeДата: Понедельник, 25.02.2013, 20:30 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 716

Статус: Offline
alex182, а как по времени экспонирования, дольше или быстрее чем на люминисценках засвечивать?

 
alex182Дата: Среда, 27.02.2013, 16:02 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 13

Статус: Offline
Ну на счёт быстроты,у меня 35секунд засвечивается.
А так время нужно подбирать в каждом конкретном случаи, всё зависит от мощьности диодов, и расстояния до платы.
 Насчёт ламп, раньше засвечивал лампой на 25ват через стекло на расстоянии в 15 см время было 7,5 минут, так что на диодах лично у меня получается быстрее.
Ну вот как то так.


 
RD3AVJДата: Суббота, 02.03.2013, 02:23 | Сообщение # 11
Группа: Модераторы
Сообщений: 175

Статус: Offline
Цитата (kip96)
Пользуюсь таким фоторезистом.
А как ты его на текстолит наносишь? Утюгом? или он самоклейка?


 
SandorДата: Вторник, 06.08.2013, 00:23 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 11

Статус: Offline
http://www.youtube.com/results....2rIXI3o

 
Форум » форумы » Технологии » Изготовление плат фоторезистом. Делимся опытом.
Страница 1 из 11
Поиск: