Велосипедный гаджет

Гаджет, представленный в статье, выполняет только эстетическую функцию и является частью тюнинга  велосипеда. Однако проекты такого типа могут быть использованы для эффектного представления различной информации. 
Они могут выступать в качестве предупреждения, например, системы для водителей, которые ночью на шоссе будут предупреждать встречные автомобили о ДТП, создавая большую надпись «Предупреждение», видимую с нескольких сотен метров. Спектральный дисплей характеризуется тем, что отображаемое изображение является довольно большим по сравнению с отображающим его элементом -  полоса из 6 светодиодов создает изображение по всей окружности круга.

                                                     

Учитывая постоянную миниатюризацию, в настоящее время мы можем отображать действительно хорошее изображение таким образом. Сам эффект также используется на знаменитом 3D-дисплее, где вращается плоскость, а не линия светопреобразователей, создавая иллюзию трехмерности                                                    

                                                Описание устройства

Основным принципом этого типа отображения является использование инерции человеческого глаза (с научной точки зрения это больше связано с обработкой информации от глаза мозгом, а не самим глазом). Изображение в глазу сохраняется на мгновение даже после того, как оно исчезло. В подобных устройствах используется построчный вывод информации. Сначала засвечивается первая строка (Рис.1).После ее погасания засвечивается вторая строка и так далее до последней строки.

                                                       

Так как процесс происходит с большой частотой человеческий глаз видит слитное изображение.
Конечно, яркость надписи, созданной таким образом, несравнимо ниже, чем яркость статичной надписи сделанной из этих же светодиодов, но с эффективностью современных светодиодов этого вполне достаточно.
 На рисунке 2 показана принципиальная схема гаджета. Как видите схема предельно проста.

                                                     

Она включает в себя: микропроцессор (ATTiny 2313), 6 светодиодов,токоограничивающие резисторы, батарею и элемент сброса микропроцессора - геркон с магнитом. Устройство работает от литиевой (3 В) батареи с довольно высоким внутренним сопротивлением, поэтому   токоограничивающие  резисторы на светодиоды можно  не устанавливать(особенно синие или белые). Магнит прикреплен к вилке велосипеда.
 В первом положении светодиоды выключены, вход RESET микропроцессора закорочен герконом. 
Когда велосипед приводится в движение,геркон проходя вблизи магнита размыкается, микропроцессор начинает работать, последовательно отображая столбцы, которые в конечном итоге составляют целую букву, и буквы в слово. Наконец, система снова достигает вилки, и все начинается снова. Почему система сброса? Чтобы постоянно держать надпись на месте.
  Длина строки является переменной и зависит от скорости движения, но ее можно легко устранить - вместо сброса микропроцессора вы можете сгенерировать прерывание и посчитать время между последовательными прерываниями, чтобы вы могли рассчитать скорость велосипеда и сделать ее зависимой от задержки на следующем круге.

                                                                 Изготовление гаджета...

не должно вызвать больших затруднении. Расположение элементов показано на рис.3, а печатная плата в формате Sprint-Layout 6.0 находится в архиве. На фото 1 представлен первый вариант печатной платы. При изготовлении платы зеркалить не надо. Платы представлены на СМД  и на выводных резисторах.

                                                     

   Т.к. гаджет будет испытывать большие вибрации при эксплуатации на велосипеде,следует уделить большое внимание при его установке на велосипедное колесо,т.е.жесткий крепеж,применение клеящих материалов и т.д. Примерное размещение гаджета показано на фото 1 и фото 2.  

                                                    

                                                    

Устройство требует расчета задержки, которая зависит от нашей номинальной скорости. Программу для микропроцессора лучше всего писать пошагово, писать буквы или изображения на последующих столбцах светодиодов, а затем смотреть состояния диодов в отдельных положениях. Весь процесс занимает около 30 минут, поэтому создание дополнительной программы для генерации символов - пустая трата времени. Расположение лучше всего спланировать так, чтобы верхний светодиод был назначен контакту № 0, следующему № 1 и т.д. Затем значения, которые мы отправим в порт на следующих шагах, можно рассчитать в соответствии с инструкциями на рисунке 4 (программа находится в архиве).Фьюзы при прошивке не меняют - оставляют заводские.

                                                   

                                                Эффект на практике

Эффект создает удивительное впечатление, но он виден только в вечернее время и со скоростью более 20 км / ч; наилучшие виды получаются при движении  на скорости более 30 км / ч.
Наконец, следует отметить, что использование этого гаджета на дорогах общего пользования может привести к штрафу. Помимо денежного аспекта, этот эффект определенно привлечет внимание проезжающих водителей, и это может закончиться аварией. Поэтому рекомендуется использовать описанный гаджет в других местах,например в парках или на велодорожках.

                                         Дальнейший тюнинг велосипеда

Началось моё веселье с тюнингом байка довольно невинно, я просто установил несколько светодиодов, чтобы они были видны ночью, затем я заменил светодиоды на более мощные,  добавил батарею, и когда у меня была батарея, я вставил динамик, конечно, значительная емкость батареи позволила мне установить светодиоды 3 Вт люкс и т.д. Но давайте вернемся к началу ... Довольно важной проблемой является освещение велосипеда при езде ночью. Здесь вы можете сразу выделить два типа освещения - предупреждающее с применением обычных светодиодов, которое, когда мы время от времени входим покататься вечером, защитит нас от удара автомобиля  и  тому подобное и ночное освещение,которое позволит долго ездить в полной темноте (галогеновые, светодиодные лампы по несколько ватт) 

                                                 Дополнительное освещение

В самом начале тюнинга  я предлагаю установить белые светодиоды спереди, один на вилке на оси переднего колеса (выглядит довольно эффектно) и 2-4 на уровне переднего отражателя (см фото3).

                                                       

Светодиоды на вилке должны слегка загореться, чтобы обратить внимание пешеходов/ водителей, в то время как второй набор светодиодов предназначен для минимального освещения дороги на расстоянии до 3 метров перед велосипедом, чтобы защитить велосипедиста от наезда, например,на разбитое стекло. Сзади должны быть установлены красные диоды, 2-4 на заднем «отражателе» и один на элементах, выступающих наиболее сильно с обеих сторон велосипеда, т.е. где-то на уровне оси заднего колеса.
 В общей сложности это дает: 8-12 светодиодов, единичную батарею, заменяемую время от времени, кабели и выключатели. Следует добавить, что прокладка кабелей очень важна, они должны плотно прилегать к раме и не ограничивать движение велосипедного оборудования (тормоза, переключатели и т.д.) Провода могут быть удвоены в чувствительных местах. С другой стороны, диоды должны быть спаяны сначала с небольшим кусочком (0,5x0,5 см) ламината, и только затем приклеиваться к раме / вилке.
Важно, чтобы велосипедист не мог видеть источники света, сидя на велосипеде, потому что в полной темноте взгляд (даже сбоку) на светящийся диод может привести к временному ослеплению. 

                                                               Cветовой тюнинг

Выше я описал набор, который действительно будет полезен, он сделает нас более заметными в дороге, то есть безопаснее, и потребляет очень мало электроэнергии. Теперь вы можете перейти к световому тюнингу. Начнем с добавления синих и / или зеленых диодов параллельно с красными диодами, это уже выглядит интересно (примечание: не должны гореть одновременно красным и синим, потому что это не «Рождественская елка»).
Затем добавьте освещение области под велосипедом и его блестящими / хромированными элементами с помощью нескольких светодиодов, предпочтительно широкоугольные FLUX. После таких процедур я рекомендую поиграть с эффектами, которые притворяются световыми сигналами, используемыми различными службами (конечно, ехать с такими вещами по дорогам общего пользования довольно проблематично). Теперь, когда нам нужно смонтировать эти типы эффектов, лучше всего управлять ими с помощью микропроцессора, а затем вы можете делать все с подсветкой, стробоскопами, менять цвета с помощью RGB-диодов и т.д.
Тем не менее, вы должны помнить, чтобы сказать "Что слишком много, это вредно для здоровья" и время от времени вспоминайте китчевого малыша с деревянным спойлером, прикрепленным к ветровому стеклу - пусть наш велосипед станет его эквивалентом в мире велосипедистов ...

Как только я получил удовольствие от этого гаджета, пришло время для дальнейших изменений. Я выбросил часть тюнинга и вместо этого вставил диод Luxeon 3W и дополнительные батареи (4xAA), так как тогда мне очень нравится ездить на велосипеде ночью, диод дает удивительный поток света, который довольно хорошо освещает 20-метровую область перед велосипедом. Эффект виден на фото 4.

                                                       

                                                               Аудио велосипеда

Разве  неплохо слушать музыку на велосипеде? Можно через наушники, но ехать по дорогам общего пользования как минимум небезопасно. Динамик будет намного лучше. Здесь вам помогут компьютерные колонки, которые имеют довольно хорошую эффективность и очень компактный дизайн. Я установил один из двух громкоговорителей CREATIVE на своем велосипеде и купил батарею 1,2 Ач / 12 В.
Динамик жестко закреплен на раме (фото 5), под ним расположен источник питания (2х4,5В батарейки).

                                                     

Я провел кабель через раму к седлу, чтобы подключить его к mp3-плееру, спрятанному в моем кармане.
По практическим соображениям я не советую собирать конструкцию усилителя и корпуса, я предлагаю вам сосредоточиться на солидности, а не на удовлетворенности.
К интересным советам добавлю, что выход на второй динамик можно использовать в качестве диодного драйвера, и тогда ваш "конь" будет мигать под музыку (для 100% фанатов тюнинга).

Материал взят из журнала Elektronika dla Wszystkich за 2007.04
 

[ Скачать файлы (14.7 Kb) ]
 
Просмотров: 926 | Добавил: viktorovich57 | 24.11.2019
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
авторизация